Высший суд Британии признал водителей Uber наемными работниками, а не самозанятыми

Верховный суд Великобритании постановил, что водители, выполняющие заказы через приложение Uber, являются наемными работниками, а не индивидуальными предпринимателями. Это третье и окончательное поражение Uber в тяжбе против двух водителей.

Десяткам тысяч британских водителей, работающих на компанию, теперь положены оплачиваемый отпуск и минимальная заработная плата.

Для Uber решение суда также может означать выплату крупных компенсаций за последние несколько лет, а для так называемой “экономики подработок” в Британии и за ее пределами – изменение правил.

Компания настаивала, что водители, с которыми она сотрудничает, являются частными подрядчиками, а сама она лишь выполняет функцию посредника, связывающего водителей с клиентами.

Изначально иск против Uber в суд по трудовым вопросам подали два водителя, Джеймс Фаррар и Ясин Аслам. В 2016 году они его выиграли, однако компания продолжала обжаловать решение во все более высоких инстанциях. Последней из них стал Верховный суд Великобритании.

Фаррар и Аслам в интервью Би-би-си рассказали, что после вердикста Верховного суда испытывают радость и облегчение от того, что многолетняя тяжба наконец, завершилась.

“Я считаю, что это огромное достижение в том смысле, что мы смогли победить такого гиганта”, – сказал Аслам, ныне президент профсоюза водителей и курьеров, работающих с приложениями.

“Мы не сдались, мы продолжали отстаивать свою позицию, не взирая на все, что нам пришлось пережить эмоционально, физически или финансово” .

Когда в 2016 году суд признал права водителей, компания Uber сразу же обратилась в Апелляционный суд по трудовым вопросам, но снова проиграла.

Uber затем направила апелляцию в Высший суд – в декабре 2018 тот тоже встал на сторону водителей.

Оставался только Верховный суд – высшая инстанция Соединенного Королевства. В пятницу и он оставил в силе изначальное решение о признании за водителями Uber прав, полагающихся наемным работникам.

Все шестеро судей Верховного суда пришли к единогласному решению. Они отвергли доводы компании, которая настаивала, что выполняет функцию посредника, а не работодателя.

Более того, объявляя о решении суда, судья Джордж Леггатт также добавил, что водители должны считаться занятыми не только во время поездок с пассажирами, но и во время ожидания заказов – то есть, все время, пока они активно пользуются приложением на своем телефоне.

В своем решении суд руководствовался следующими факторами:

  • Uber устанавливает стоимость поездки и таким образом диктует, сколько могут заработать водители.
  • Uber определяет условия контракта, и водители не могут не могут на них повлиять.
  • Запросы на поездки контролируются Uber, и компания может наказать водителей за большое число отказов.
  • Uber следит за качеством работы водителей через систему рейтинга и отзывов клиентов и может прекратить сотрудничество с водителем, если его сервис не улучшится.

На основании этих и других факторов, суд решил, что водители находятся в подчиненном положении по отношению к компании. А единственным способом увеличить заработок для них является увеличение своих рабочих часов.

Руководитель операций Uber в Северной и Восточной Европе Джейми Хейвуд в ответ на решение суда пообещал проконсультироваться со всеми активными водителями об изменении условий их занятости.

Один из истцов, Джеймс Фаррар, назвал решение Верховного суда выигрышным для водителей, пассажиров и городов.

“У Uber теперь правильная экономическая мотивация – перестать забивать рынок избыточным числом автомобилей и водителей. Эта практика приводила к бедности водителей, загрязнению воздуха и загруженности улиц.

Пока не известно, как компания будет перестраивать свою бизнес-модель и как это отразится на секторе сферы услуг, основанном на труде самозанятых людей.

Фаррар – генеральный секретарь профсоюза водителей и курьеров, работающих с приложениями, – сожалеет, что тяжба с компанией отняла столько лет. Он надеется, что теперь ситуация для водителей существенно изменится. Он отмечает, что из-за пандемии коронавируса заработки водителей упали на 80%, а из-за статуса самозанятости финансовая помощь от государства оказалась мизерной.

“Если бы у водителей уже были эти права, им бы по крайней мере сейчас была положена минимальная заработная плата”, – подчеркивает Фаррар.

Для лиц старше 25 лет минимальная заработная плата в Великобритании в нынешнем финансовом году (до апреля 2021 года) составляет 8,72 фунта стерлингов в час (904 рубля по текущему курсу).

В 2019 году, когда Uber размещала свои акции на бирже в США, компания упоминала, что в случае необходимости признать водителей наемными работниками ей предстоят крупные дополнительные расходы и полный пересмотр бизнес-модели. “Это может иметь негативный эффект на бизнес и наше финансовое состояние”, – говорилось в заявлении Uber.

Кроме того, в случае классификации компании как предоставляющей транспортные услуги Uber придется платить НДС (20%) со стоимости поездки и дополнительных услуг в Британии.

Компания много лет настаивала, что является посредником, связывающего самозанятых подрядчиков с клиентами.

Читать целиком >> bbc.com

  •  
  •  
  •  
Skip to content