Умерла балерина Алисия Алонсо. Ей было 98 лет

Кубинская балерина Алисия Алонсо скончалась в возрасте 98 лет, сообщили государственные СМИ страны.

Алонсо — одно из великих имен XX века. Родившаяся на Кубе балерина начала слепнуть еще в юности и всю жизнь танцевала, не видя почти ничего, кроме огней рампы на сцене.

После революции 1959 года она вместе с Фиделем Кастро основала Национальный театр балета Кубы.

«Алисия Алонсо ушла от нас и оставила огромную пустоту, но также и неповторимое наследие», — заявил президент страны Мигель Диас-Канель.

«Благодаря ей Куба стала одной из ведущих балетных стран в мире. Спасибо, Алисия, за твой нетленный труд», — добавил он.

Алисия Эрнестина де ла Каридад Мартинес дель Хойо родилась 21 декабря 1921 года. Впервые она вышла на сцену в 1931 году и с того момента влюбилась в балет.

«Когда смотришь со сцены и видишь театр, полный людей, то чувствуешь, что жива, что ты родилась. Это чудесно, это уникально», — говорила Алонсо в интервью Би-би-си в 2015 году.

В возрасте 16 лет она вышла замуж за однокашника Фернандо Алонсо, и вместе они переехали в Нью-Йорк, поступив в труппу под названием «Бродячий балет».

Три года спустя она резко начала терять зрение: врачи поставили диагноз — отслоение сетчатки.

«Я ужасно страдала, мне делали разные операции на глазах. Отслоение сетчатки. Это было ужасно. Мне запретили резко наклонять голову и даже крутить головой из стороны в сторону. Два года я была в таком состоянии», — рассказывала Алонсо.

«Мне сказали, что я никогда больше не буду танцевать. Но вот — я стала танцевать снова». В периоды восстановления после операций на глазах преподаватели приходили к ней и объясняли ей па для партии Жизели. Она разучивала на пальцах рук движения ног.

Операций было несколько, и помогли они лишь на время.

Проблемы со зрением вернулись позже: в какой-то момент ей приходилось танцевать, не видя почти ничего на сцене и ориентируясь только на огни рампы.

Несмотря на это, к концу 40-х годов ХХ века Алисия Алонсо станцевала все главные партии мирового балета и в Нью-Йорке, и в Лондоне — особенно выделялась ее Жизель.

В 1948-м она основала в Гаване собственную балетную труппу. По ее рассказам, каждый раз, когда он приезжала домой на Кубу, ее начинал мучить вопрос: почему нельзя сделать так, чтобы на ее родине балет был доступен каждому?

За семь лет до этого на Кубе произошла революция. Алонсо решила организовать национальный театр балета. Как утверждается в биографии балерины, изданной в 1981 году, Фидель Кастро спросил у нее, сколько денег ей нужно, чтобы сформировать балетную труппу. По ее воспоминаниям, она назвала сумму в 100 тысяч долларов.

«Мы дадим вам 200 тысяч», — ответил Фидель.

Национальная труппа действительно принесла балет в жизнь каждого кубинца: они давали представления прямо на заводах и фабриках и ездили по стране.

Алонсо оставалась руководителем театра, когда ей было уже за семьдесят. Более того, в этом возрасте она продолжала танцевать.

Популярность Алонсо на Кубе столь велика, что ее именем назвали духи. Известно и кафе-мороженое «Коппелия», названное по одной из знаменитых ролей балерины.

В СССР и постсоветской России Алисия Алонсо бывала более 15 раз: начиная с 1950-х годов она не раз приезжала с гастролями и танцевала на сцене Большого театра в Москве и Мариинского (тогда Кировского) театра в Ленинграде.

Со звездами русского балета семью Алонсо связывали тесные творческие отношения.

Деверь Алисии Алонсо (брат ее первого мужа) Альберто, также выдающийся танцовщик, вместе с ними основавший Национальный балет Кубы, поставил для Майи Плисецкой «Кармен-сюиту» в Большом, ставшую вехой в балетном искусстве советского периода. Впоследствии он осуществил постановку этого балета Щедрина-Бизе и в Гаване: главные партии исполняли Алисия Алонсо и Азарий Плисецкий, брат Майи.

В 1980 году на Кубе Алонсо, которой было уже почти 60 лет, танцевала «Жизель» в дуэте с Владимиром Васильевым.

90-летний юбилей великой кубинской танцовщицы праздновался в нескольких мировых столицах — гала-концерт в ее честь прошел и в Москве.

Читать целиком >> bbc.com

  • 67
  •  
  •  
Skip to content